Пространство графики звука: виолончелистка Дарья Луценко о концертах открытия XII фестиваля reMusik.org

#

23 мая в Санкт-Петербурге прозвучал блистательный концерт современной музыки ансамбля Repons и Федора Леднева, который ознаменовал открытие XII сезона Фестиваля новой музыки reMusik.org, проводимого бессменным руководителем Мехди Хоссейни. На следующий же день, 24 мая, масштаб Концертного зала Мариинского театра, обладающего одними из лучших акустическими условиями города, сменилось необычным и более андеграундным, отделанным в стиле лофт пространством Студии 42 в Севкабель Порту на Васильевском острове, где расположен также филиал Библиотеки имени Маяковского. Однако что в огромном, что в уютном и камерном зале состоялись одинаковые по полноценности и насыщенности программы, вошедшие во всеобщий калейдоскоп фестиваля.

Участницей обоих этих концертов стала виолончелистка и лектор Дарья Луценко, прошедшая путь от колледжа при Сибирском институте искусств (г. Красноярск) до Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, а сейчас — активно концертирующая в составе московской Студии новой музыки. За плечами Дарьи — богатейший опыт исполнения и изучения современной музыки, она является сооснователем и активным исполнителем Ансамбля независимых музыкантов (АНМ), а в Repons солистка выступает уже второй год.

Крупное интервью с Дарьей Луценко уже опубликовано редакцией reMusik.org, в котором она подробнее рассказала о своем карьерном пути и мировоззрении. Непосредственно после концертов она поделилась своими ощущениями и комментариями с редактором газеты «Музыка России», композитором Константином Степановым.

 

Константин Степанов: Каково это – быть исполнителем современнейшей музыки? Мне было бы интересно узнать у непосредственных участников исполнения, с каким успехом прошел вчерашний концерт-открытие и как длилась общая подготовка ансамбля к нему.

Дарья Луценко: Исполнение премьер, безусловно, требует отдельной вовлеченности именно в работу и взаимодействие с автором. Помимо предварительной подготовки, репетиционного процесса и консультаций с композиторами, отдельным поводом для волнения является само концертное исполнение. Волнуешься, понравится ли автору, сможешь ли ты выполнить все указания и наполнить текст смыслом другого порядка. Концерт прошёл захватывающе, как и ожидалось. Многообразие представленных техник и жанров делает сегодняшнюю программу увлекательной. Но готовить подобные концерты, конечно, непросто.

К.С.: В программе открытия этого года петербургская музыка была представлена произведениями руководителя фестиваля Мехди Хоссейни и двух юбиляров этого года – Александра Радвиловича и Светланы Лавровой. Как исполнитель со своей позиции видит творческие методы этих авторов, как выражаемые в партитуре, так и заметные при их поведении и участии на репетициях?

Д.Л.: Мне нравится явная направленность в творчестве этих авторов. Мехди Хоссейни продолжает работать с ладовостью и усложнённой ритмикой, что кажется мне очень интересным и, несомненно, обладает большим потенциалом как основной материал для композиции. Светлане Лавровой удалось создать в своей партитуре пространство для «Vos-duh»’а, собственно, как она и называется. Звукоизобразительные приёмы сработали максимально и очень точно. Александр Радвилович, представивший версию кантаты «Из времен Рюрика», был весьма конкретен в своих пожеланиях, и я надеюсь, что нам удалось выполнить их все. Его произведение прозвучало крайне масштабно.

К.С.: Да, для всех авторов вчерашнего вечера определенно характерны уникальность стиля и точность творческого вектора! К тому же, помимо наших «крепких» авторов, Россию в программе представил и горящий сейчас яркой звездой Роман Пархоменко, который в свои молодые годы уже курирует большое количество проектов в Казани. В частности, сегодня Вы сыграли его ставший хитом «Elements» в новой версии. Есть ли в прозвучавшей музыке нечто, что роднит таких независимых авторов, позволило им встать в один ряд программы «Графики звука»?

Д.Л.: Здесь явно выделяется именно принцип звукоизобразительности, начиная с имитаций в партитуре Панайотиса Кокороса и заканчивая мультифониками у Романа Пархоменко. Сейчас отношение к звуку и его характеристикам требует особой точности, так как мы имеет очень широкий спектр с тонкими оттенками, которыми можем создавать уникальный звуковой ландшафт.

К.С.: Дарья, Вами был проделан большой творческий путь, от отчетных концертов в Красноярском институте до собственного сольника на петербургском ультрасовременном форуме. Каковы ощущения от сегодняшнего концерта в Севкабеле, от нахождения на сцене наедине с виолончелью?

Д.Л.: Хочу выразить искреннюю радость и благодарность, которые переполняют меня после сольного концерта. Спасибо художественному руководителю фестиваля Мехди Хоссейни за сотворчество, всей команде фестиваля «reMusik» за труд и поддержку. Для себя я вышла на новый уровень, как профессиональный, так и личностный. Будем работать дальше!

К.С.: В центре программы стоит 20-минутное соло для виолончели Беата Фуррера, полностью состоящее из «маргинальных» звуков. Именно Вам выпала честь исполнить его российскую премьеру. Расскажите о личном отношении к партитуре и причинах, побудивших обратиться к этому произведению высокой степени напряжения.

Д.Л.: Эта партитура впечатляет меня своей глубиной. Мне предстоит провести с ней ещё много рабочих часов и концертов, чтобы рассмотреть её со всех сторон. Прекрасное сочинение, где «пятнистость» (указание автора) и необычность звучания складываются в причудливые мелодии, которые ты невольно начинаешь слышать за счёт длительности музыкального континуума этого произведения.

К.С.: Ваш сольный концерт открыл «Незримый диалог» современнейшего композитора – Ли Биня (также, кстати, принадлежащего петербургской композиторской школе) – с величайшим – Иоганном Себастьяном Бахом. Можете лиВы как медиатор этого общения рассказать, что волнует нынешнего автора в литературе вечности?

Д.Л.: Думаю, что современных авторов может впечатлять то, какую связь они чувствуют с музыкой прошлого. Возможно, особые эмоции возникают на контрасте с внетональной и шумовой музыкой, а может – от обновлённого обращения к понятию красоты. Хотя мне не свойственно уходить в размышления такого рода, больше в работе «медиатором» я размечаю партитуру с рациональной точки зрения (материал, форма, техники и так далее).

К.С.: Похоже, что диалог эпох и стилей состоялся и в партитуре Лючии Ронкетти, где прозвучало разнообразие стилей и приемов, от откровенного рока до возрожденческой полифонии, от пения исполнителя до выбивания битов по всему подряд. Каково исполнять столь насыщенную сценическую пьесу?

Д.Л.: Бесспорно, это самое эффектное произведение из моей сольной программы. Наполненность его стояла на грани моих физических сил: игра под конец концерта, включающая в себя пение, топот, постоянную игру в громкой динамике и прочее. Это незабываемый опыт. А что самое приятное – мне удалось вложиться эмоционально, и я, надеюсь, передала хотя бы часть этого духовного настроя слушателям.

К.С.: Скажите напоследок — что для Вас есть графика звука, в искусстве в целом и на этом сезоне фестиваля в частности?

Д.Л.: Для меня графика звука – это про пространство, в котором этот звук существует. Исследовать и вовлекать в исследование вместе с собой, создавать новое, работать с новым, активно слушать и соответствующе реагировать. В этом сезоне мои цели были такими.

Фотоматериалы предоставлены из личного архива Дарьи Луценко

Ансамбль Réponsдарья луценкосанкт-петербургфестиваль новой музыки remusik.org

В России

Все новости