9 июня 2025 года исполняется 90 лет выдающемуся музыковеду, заслуженному деятелю искусств России, доктору искусствоведения, профессору Московской консерватории, члену Совета Союза композиторов России Всеволоду Всеволодовичу Задерацкому. Он оставил огромный вклад в различные области музыкознания России, особенно — в сфере изучения полифонии XX века.
Одним из самых значимых подвигов Всеволода Всеволодовича стало возвращение в музыкальную культуру наследия его отца, автора первого в столетии монументального цикла из 24 прелюдий и фуг — Всеволода Петровича Задерацкого. Издание книги-исследования «Per aspera…», а также сборников произведений композитора и их исполнение на ведущих концертных площадках России и Европы ознаменовало триумфальное возращение Задерацкого-композитора на авансцену мировой культуры.

Композитор Всеволод Петрович Задерацкий (1891 — 1953)
Всеволод Всеволодович с детства занимался музыкой с отцом, впоследствии поступив во Львовскую консерваторию и окончив историко-теоретический (1958) и фортепианный (1959) факультеты. В 1963–1965 совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории (под научным руководством В. В. Протопопова), а в 1968 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Полифония в инструментальных произведениях Д. Д. Шостаковича». В разные годы преподавал во Львовской, Новосибирский и Киевской консерваториях, закрепившись, наконец, в Московской консерватории в 1980 году.
Научные труды Всеволода Всеволодовича по полифонии — «Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича», «Полифоническое мышление Стравинского», исследования полифонической техники О. Мессиана, П. Хиндемита, Р. Щедрина, В. Сильвестрова — стали фундаментом для многих последующих музыковедческих работ. Его же учебник «Музыкальная форма» по сей день лежит в основе изучения предмета в музыкальных вузах страны и прививает молодым музыковедам и композиторам нешаблонное и многоплановое осмысление музыкальной формы.

Задерацкий известен и как выдающийся организатор — в 1980-е годы он был главным художественным экспертом по организации фестивалей творчества Шостаковича, Прокофьева и других композиторов в ФРГ, а также фестиваля «Музыкальная культура ФРГ» в СССР. В 1990-е же годы им были учреждены передвижные музыкальные академии «Новое передвижничество», возрождающие традиции русской интеллигенции XIX века и позволяющие жителям разных регионов России принять участие в мастер-классах крупнейших музыкантов современности. Созданный им первый в России фортепианный журнал «ПианоФорум» является одним из самых популярных периодических изданий в сфере академической музыки, в котором продолжают публиковаться музыковедческие исследования Задерацкого, отличающиеся масштабом осмысляемых явлений, нетривиальным взглядом на предмет исследования и его осмысление в контексте явлений более объективных и монументальных.

Редакция газеты «Музыка России» поздравляет Всеволода Всеволодовича с юбилеем и желает долгого здравия, крепкого духа и неиссякаемой энергии!
По материалам Союза композиторов России