Исполнилось 130 лет баварскому экспериментатору Карлу Орфу

#

10 июля 1895 года в нашем мире появился прославленный баварский композитор, драматург, дирижер и педагог Карл Орф (1895-1982). Его творчество поражает самобытностью; критики ХХ века сетовали на его разрыв с немецкой традицией Рихарда Вагнера и школы Арнольда Шенберга, однако Карл безоговорочно одолел все нападки недоброжелателей своей мощью и архаикой сочинений, наполненных триумфом античности, средневековья и народности.

В печатных изданиях о биографии композитора не так много данных: сам Орф считал, что обстоятельства и подробности его личной жизни не могут представлять никакого интереса для исследователей, а человеческие качества автора музыки вообще нисколько не помогают понять его произведения. Он также предпочитал избавляться от своих сочинений, потому весь основной массив его творчества известен нам только с 1937 года, с «Кармины Бураны». В своих сценических действах он стирал грани между музыкой и театром, наполнял свой звук изысканной простотой и магической силой внушения.

Деятельность Орфа, открывающего новые миры в культуре прошлого, можно сравнить с работой поэта — переводчика, который спасает ценности культуры от забвения, лжетолкования, непонимания, пробуждает их от летаргического сна, — так описала его творческую биографию музыковед Оксана Леонтьева.

К юбилею редакция газеты «Музыка России» предлагает ознакомиться с персоной баварского экспериментатора через факты его жизненного и творческого пути.

●   Карл родился в музыкальной семье и уже с года интересовался музицированием родителей, а в двухлетнем возрасте малыш с истерикой выпрашивал, чтобы ему разрешали самому поиграть. Он очень не любил тихий звук рояля и, сообразив, что от сильного удара получается яркий звук, Карл стащил из кухни молоток для отбивания мяса. Родителям удалось спасти инструмент после первых ударов Карла, сразу после этого случая родители купили сыну барабан. Однако младенческие опыты с тендерайзером уже тогда раскрыли ударность и сонор будущей музыки Орфа.

●   Безудержный интерес композитора к театру также проявился в глубоком детстве: в четыре года мальчик впервые увидел кукольный театр, и лоскутные куклы быстро стали его самыми любимыми игрушками. Отвергая обычные занятия на фортепиано, Орф быстро взялся за импровизации своей музыки и уже в 4-5 лет «написал» свою оперу «В волшебном лесу». Затем так же быстро он осваивал и нотную грамоту, поняв, что так можно оставлять свои фантазии в веках.

●   В восемь лет родители впервые взяли Карла на симфонический концерт, где тот услышал «Маленькую ночную серенаду» Моцарта и Первую симфонию Бетховена. Впечатление было настолько велико, что он стал просить мать играть эти произведения с ним на рояле в четыре руки — и выучил их наизусть. В четырнадцать же, когда в свой первый визит в оперный театр он увидел «Летучего голландца» Вагнера, Орф и вовсе перестал ходить в гимназию и целыми днями импровизировал услышанное за роялем.

●   Юноша быстро ушел из обычной гимназии в Мюнхенскую музыкальную академию, однако здешняя программа обучения ему не доставляла никакого удовольствия. Изучая партитуры Клода Дебюсси, молодой человек решил уехать из Мюнхена в Париж к маэстро, и только родительская воля смогла остановить юного музыканта. На выпускной вечер в академии он также не явился: диплом ему прислали по почте.

●   С 1914 года Карл Орф работает концертмейстером в мюнхенском театре, дирижером и пробует кучу рабочих должностей в театре, а в сентябре 1917 даже успел повоевать на Восточном фронте, правда, вскоре вернувшись с него после тяжелого ранения. Сочинения этого периода пронизаны духом творческого экспериментаторства и стремлением объединить несколько различных искусств под эгидой музыки. Орф увлекается модным тогда литературным символизмом, произведениями К. Монтеверди, Г. Шютца, И. С. Баха, удивительным миром лютневой музыки XVI века, а также старинный баварский фольклор и национальный инструментарий народов Азии и Африки.

●   Высокая музыкальность Орфа не означала его музыкальный успех, как композитор он часто оставался не понят. В начале 20-х годов он увлёкся поэзией немецких экспрессионистов и сочинил вокальные произведения на стихи Франца Верфеля — однако публика приняла их с таким недоумением, что он больше никогда не исполнял эти песни. В 1927 году Карл пишет две тетради хоров на поэтические тексты Бертольда Брехта, но и в них стиль композитора был охарактеризован как слишком оригинальный и весьма необычный.

●   В тридцатые годы Орф занялся изучением фольклорного материала, определив главную тему своего творчества. Именно весной 1934 года он наткнулся на рукопись XIII века, найденную в одном из монастырей Баварии — сборник стихов бродячих поэтов-голиардов «Carmina Burana». Великую партитуру он написал в клавире всего в несколько недель, а оркестровал за два года. После успешной премьеры действа во Франкфурте-на-Майне 8 июня 1937 года Карл Орф, поняв, что создал главное творение своей жизни, заявил своему издателю, что тот вправе уничтожить все его произведения, которые до сих пор были напечатаны, и что именно с «Carmina Burana» начинается его собрание сочинений.

●   В годы Второй мировой войны Карл Орф был вынужден остаться в Германии и проявить осторожность в силу своих еврейских корней. Орф не считался «нацистским» композитором, однако его популярность в режиме возрастала — «Кармина Бурана» пришлась по душе и Геббельсу, и самому Гитлеру.

Орф оказался единственным из композиторов, кто принял предложение от бургомистра Франкфурта на сочинение музыки к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь», как бы защищая честь Феликса Мендельсона, которого так яро требовало заменить правительство. При всем том, в 1942 году композитор создает новаторскую по языку оперу «Умница», представляющую собой сатиру на диктаторский режим «третьего рейха». К концу войны же как реакция на трагические события появляется опера «Бернауэрин».

После окончания Второй мировой Карл Орф был внесен в «черный список» за сотрудничество с гитлеровским режимом, однако ему удалось доказать свою невиновность, заявив о своем членстве в группе Сопротивления, которой руководил его погибший друг Курт Хубер. Небольшая ложь позволила Орфу избежать репрессий и вернуться к композиторской и педагогической деятельности, оказавшей масштабнейшее влияние по всему миру.

●   «Кармина Бурана» является только первой частью его сценического цикла. В 1943 году он дает премьеру мимического спектакля с пением «Catulli Carmina», сочинённого на стихи римского поэта первого века до н.э. Гая Валерия Катулла, а в 1951 году композитор создал яркий финал своего триптиха — «сценический концерт» с декорациями и костюмами «Триумф Афродиты». Весь цикл, впоследствии получивший название «Триумфы», уже даёт полное представление об окончательно сформировавшемся композиторском почерке Карла Орфа.

●   Также на вершине его музыкально-драматического творчества композитора находится еще одна античная трилогия: «Антигона» (1947-49), «Царь Эдип» (1957-59) и «Прометей» (1963-65). Особняком стоит его «Мистерия конца времени» (1972).

●   В шестидесятых годах Карл Орф переехал в Зальцбург, где стал возглавлять институт, носящий его имя, и в котором преподавали основы его методики по творческому воспитанию детей. Знаменита программа обучения детей получила название «Schulwerk» и ставила задачами освобождение от давления классической гармонии, поиск нового в фольклоре и музыке доклассического времени, интерес к тембровому колориту, приоритет ритмического начала и поиск утраченной культуры свободной совместной импровизации. Словом, основой методики Орфа стал его опыт детского музицирования. «Шульверк» снискал огромный интерес в русской педагогике, где его музыкальные материалы были «переведены» и спроецированы на отечественной культуре.

●   Своё последнее произведение, «Пьесы» для чтеца, говорящего хора и ударных на стихи Бертольда Брехта, Орф написал в 1975 году, а затем занялся разбором и подготовкой к изданию материалов из своего архива.

Композитор умер после продолжительной болезни в Мюнхене 29 марта 1982 года, в возрасте 86 лет. Согласно его пожеланию, он был захоронен в барочной церкви бенедиктинского монастыря Андекс, к юго-западу от Мюнхена.

Дирижёр Иван Рудин, "Carmina Burana" в Зарядье, 6 июля 202 года. 
Фото: Зал Зарядье

На российской сцене довольно часто звучит трилогия «Триумфы» Карла Орфа; конечно же, чаще всего выбор коллективов падает именно на всемирно известную «Carmina Burana», которую в этом году в знак юбилея исполняют особенно часто. Так, в Москве 6 июля исполнением кантаты завершился Третий летний фестиваль в Зарядье; монументальное произведение исполнили Фестивальный симфонический оркестр и хор «Зарядье» под управлением дирижера Ивана Рудина.

Также кантата в этом году прозвучала и в Санкт-Петербурге: 28 марта «Бойернские песни» вагантов на сцене Академической капеллы представил симфонический оркестр «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело. В концерте принял участие хор Музыкального театра имени Шаляпина под руководством Льва Дунаева, а также солисты театра, лауреаты международных конкурсов Назия Аминева, Павел Шнипов и Тигрий Бажакин.

 

По материалам Игоря Резникова

CARMINA BURANAschulwerkакадемическая капелла санкт-петербугагазета музыка россиигерманияИван Рудинкарл орфлетний музыкальный фестиваль зарядьемосквамюнхеноркестр северная симфониясанкт-петербургфабио мастранджелохор музыкального театра имени шаляпина

В России

Все новости