19 сентября отмечается 105-летие со дня рождения Карена Хачатуряна — представителя знаменитой творческой династии, давшего советскому искусству ряд замечательных деятелей музыки и театра. Как и его дядя Арам, он широко известен своим балетом про Италию и борьбу за справедливость народа — «Чиполлино», который называют «Спартаком для детей». Неординарного человека, гениального композитора и великолепного преподавателя с теплотой вспомнили участники круглого стола Гильдии «МолОт» РМС, прошедшего в этом июле.
Армянин, проживший всю жизнь в Москве и увидевший Арарат только в 30 лет. Автор государственных гимнов Сомали и Занзибара. Мастер стремительного и интересного музыкального повествования, сразу обративший на себя внимание Дмитрия Шостаковича. Его Скрипичная соната сразу получает 1-ю премию Пражского молодежного фестиваля и входит в репертуар Ойстраха, Когана, Хейфеца.
В его творческом багаже — музыка к новогоднему мультфильму «Когда зажигаются елки» (дебют, с которого открылся огромный путь композитора в кино), первому советскому хоррору «Вий» (материал которой перешел в его Вторую симфонию), спортивной мульти-трилогии «Необыкновенный матч», «Старые знакомые» и «В гостях у лета», собственно знаменитому «Чиполлино». Эта наполненность музыки «живыми» образами и зримыми событиями, безусловно, передалась ему от отца-режиссера.
До конца своей жизни Карен Суренович сохранял небывалую творческую активность, непрерывно работая почти до 90 лет, в том числе и профессором в своей родной альма-матер, где вел класс инструментовки с 1952 года. Если прибавить сюда время его учебы в Московской консерватории, то общий стаж пребывания Хачатуряна в прославленном вузе составит фантастическую цифру — 70 лет! Среди сотен учеников, овладевших там под его руководством тайнами оркестровки — такие мастера, как Шнитке, Губайдулина, Александр Чайковский и многие другие.

Обсудить Карэна Суреновича собрались 14 июля с члены Гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза и Научно-творческого центра киномузыки Московской консерватории. Модерировал онлайн-встречу музыковед Сергей Уваров, а ее почтенным гостем стал председатель Союза композиторов Армении Арам Сатян.
● Преподаватель Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы, композитор Снежана Пысларь вспомнила поистине мистический случай. Однажды она и коллеги были на ужине в молдовском ресторанчике, где непрерывно на фоне звучала, соответственно, национальная молдовская музыка. Но именно в этот день, «специально» для композиторов, посреди этнической музыки зазвучали московско-армянские мотивы музыки Карэна Хачатуряна, что было разовой акцией и поразительным совпадением.
● Музыковед, профессор Московской консерватории имени Чайковского Всеволод Задерацкий отметил предельную близость и соответствие музыки Карэна Хачатуряна идее темброво-сонорной структурной полифонии. Он рассказал о том, как приобщал некоторых студентов к искусству сочинения музыки через культуру винопития:
— Я взялся учить тебя композиции — научу и пить!
● Председатель Астраханского регионального отделения Союза композиторов России Константин Гузенко поднял вопрос о необходимости увеличить мероприятия с музыкой Карэна Хачатуряна. Все участники с согласились с сложностью проведения и привлечения публики на концерты памяти любого композитора. Снежана Пысларь предложила вывести мероприятия в онлайн — музыканты всех городов России и СНГ могли бы запечатлеть на видео, в каких разных уголках и как исполняются произведения Хачатуряна.
● Немало историй рассказал один из наиболее активных учеников Карэна Суреновича, продвигающего его сочинения и идеи — председатель Гильдии молодых музыкантов «МолОт» РМС, композитор и виолончелист Ярослав Судзиловский. Как выяснилось при поступлении, Хачатурян и Судзиловские были односельчанами и проживали в Абрамцево буквально через участок. Ярослав Сергеевич был уже известен мэтру своими виолончельными опусами, которые исполнял под псевдонимами, и был взят на обучение сразу на второй курс. По словам Судзиловского, Карен всегда выглядел свежо — невозможно было определить, сколько ему лет; только в магазине по диску он смог определить, что Хачатурян родился в 1920 году и на тот момент ему было аж 84 года.
Занятия в классе маэстро проходили неформально: Ярослав Сергеевич садил и выращивал кавказские травы, а Карэн Суренович готовил из них и мяса шикарные блюда и параллельно рассказывал об Игоре Стравинском, Карле Орфе и многих других, показывая их рукописные партитуры. Он никогда не рассказывал о своей музыке — она сама убедительно рассказывала о композиторе.
● Буквально со съемок документального фильма «Соотечественники» из Казани к встрече присоединился председатель Правления Союза композиторов России Рашид Калимуллин. По его словам, Карен Хачатурян был уникальным человеком – и не композитор, и не музыкант. Каждая встреча с ним (особенно часто — во время секретариатов) была как праздник; общение с ним всегда было интересно, поскольку Хачатурян прошел через годы войны и множество эпох музыки. Карэном Хачатуряном была проведена колоссальная работа в Союзе композиторов — и нынешнее поколение музыкантов регулярно чтит его память, что особенно касается балета «Чиполлино».
В заключение встречи Рашид Фагимович уверенно заявил: в память именно о таких людях правильно делать масштабные мероприятия.
Карэн Суренович был не просто армянским музыкантом, а общезначимым лицом, гордостью советской музыки, композитором, говорившим голосом целой страны.
Константин Степанов