«…Вон по той дороге ехали мы как-то с Толей из Мариинского Посада. Он спросил, почему я ничего не написал для гобоя? Мол, разве этот инструмент не заслуживает отдельного концерта? Вопрос меня озадачил. В самом деле, почему? «А вот возьму и напишу!» — запальчиво пообещал я, на что тот отреагировал сразу: «Ловлю на слове! И там обязательно должна быть чувашская мелодия». А что, одну цитату из чувашской песни я туда вставил…»

Оркестр «Новая Россия» исполняет концертную программу к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Андрея Эшпая. Чувашский государственный театр оперы и балета (г. Чебоксары)
Историю создания своего Концерта для гобоя с оркестром народный артист СССР Андрей Эшпай всегда рассказывал с особым трепетом и теплотой. Наверное, потому что народный артист России Анатолий Любимов, уроженец Чувашии и один из лучших гобоистов в стране, был не только первым исполнителем этого произведения, но и его другом. Проходят годы, а интерес к гобойному концерту не угасает. 22 сентября он прозвучал в Чувашском государственном театре оперы и балета в исполнении молодого виртуоза Федора Освера и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. Праздничную программу, посвященную 100-летию со дня рождения композитора, посетил Глава Чувашии Олег Николаев.

Глава Чувашской Республики Олег Николаев и Юрий Башмет. Чувашский государственный театр оперы и балета (г. Чебоксары)
Сохранение наследия гения — вопрос, требующий самого пристального внимания. Об огромном значении, которое имеет Андрей Эшпай для всей чувашской культуры, и о том, что делают в республике для увековечения его памяти, Олег Алексеевич рассказал маэстро Юрию Башмету и сыну композитора, кинорежиссеру и сценаристу Андрею Андреевичу Эшпаю.
«Для нас большая честь принимать Юрия Башмета и оркестр «Новая Россия», чье мастерство позволило по-новому прочувствовать музыку прославленного композитора, — отметил Глава региона. — Такие события создают высококлассный культурный досуг для жителей и привлекают гостей, укрепляя статус Чувашии как центра искусства и культуры. До концерта обсудили с Юрием Абрамовичем и сыном композитора Андреем Андреевичем Эшпаем планы по увековечиванию памяти Андрея Яковлевича и развитию культурной жизни республики.
В этом году в Чувашии проходят многочисленные мероприятия, посвященные 100-летию Андрея Яковлевича. Особая гордость — предстоящее открытие Музея музыки в Мариинском Посаде, в доме дяди композитора Анатолия Тогаева, где он проводил детство. Дом занесен в реестр объектов культурного наследия регионального значения и сейчас реставрируется: на работы выделили 8 миллионов рублей из бюджета республики. Совместно с Андреем Андреевичем Эшпаем мы разрабатываем концепцию музея. Этот проект — вклад республики в сохранение культурной идентичности, развитие творчества и притягательность региона».

Сын композитора Андрей Андреевич Эшпай и Юрий Башмет. Чувашский государственный театр оперы и балета (г. Чебоксары)
В том, что чебоксарцы услышали музыку Андрея Эшпая в исполнении оркестра с таким говорящим названием как «Новая Россия», определенно есть некое символическое значение. Всю свою жизнь он писал про родную страну и для родной страны, не изменив ей ни в едином такте, и на тот момент, в разгар XX века, это звучало действительно иначе, по-новому, на разительном контрасте с тем, что было сделано до. В том-то и состояла исключительность и особость его созидательной силы: «новье» приемов звукописи непостижимым образом вязалось с незыблемой традиционностью содержания и добротностью ценностных ориентиров, трезвостью моралей и благочестием разумений, когда на первом месте — совесть, правда, могучее древо поколений, овивающее своими вековыми корнями нотный стан.
В эпоху профессионального взлета Андрея Яковлевича в советском музыкальном искусстве вовсю «бушевал» авангард, рьяным потоком хлынувший с Запада и подмявший под себя большинство передовиком творчества, зачастую пускавшихся в неистовое отрицание всех и вся. Но это ни в коем разе не повлияло на «сталь» эшпаевских идеалов, закаленную в огне Великой Отечественной войны, и на чистоту его нравственных устоев, оттиснутых в памяти строками фронтовых писем и инскриптов, пылающих на обороте фотокарточек однополчан.
Сердца многих из тех, с кем лейтенант Эшпай по-братски делил солдатскую кашу, в том числе и его лучших друзей-разведчиков Владимира Никитинского и Геннадия Новикова, перестали биться задолго до залпов победного салюта. Но для композитора, который даже не счел нужным расписаться на Рейхстаге (дескать, нечего рисоваться, подлинные герои – в земле), их образы были бессмертны, воскресая в каждой ноте, мотиве, фразе. И речь тут не только о песне «Сережка с Малой Бронной», запомнившейся нашим зрителям в исполнении тенора из Московского музыкального театра «Геликон-опера» Давида Посулихина (наряду с ним в программе блеснула обладательница проникновенного сопрано Эльмира Караханова), но и о таких, казалось бы, далеких от патриотической темы опусах, как Концерт для альта с оркестром.
Хотя он сочинен значительно позже страшных военных лет, в 1987 году, апофеоз настоящего человека, а в понимании Андрея Яковлевича это всегда был витязь, защитник, освободитель, ощущается в партитуре отчетливо и ясно. Недаром Юрий Башмет назвал Эшпая творцом, который беспрестанно, вне зависимости от времени, политической системы и общественно-экономической формации, взывал к людям, ставил их интересы и чаяния во главу угла. А уж кому как не Юрию Абрамовичу знать о таких тонкостях авторского взгляда, ведь именно ему, не только дирижеру, но и альтисту с мировым именем, композитор «вверил» это произведение, великодушно дав право первого исполнения. Теперь другой век, другие слушатели и солисты (в Чебоксарах концерт сыграла блистательная Любовь Лазарева), но смысл тот же: торжество личности и противостояние порокам, воля к жизни и преобладание платонического над материальным, величие духа и непоколебимая вера в то, что каждый из нас может быть выше, чище, честнее. Прежде всего, перед самим собой.

Концерт в столице Чувашии в очередной раз дал понять, что музыка Андрея Эшпая всеохватна и не имеет языковых, национальных и территориальных границ. Она объединяет страны, континенты и народности, по-своему отзываясь в сердце каждого, и неважно, откуда человек родом — из Марий Эл, где родился сам композитор, или из Южной Америки. Так, например, наряду с Юрием Башметом оркестром дирижировал Фредди Кадена — уроженец Эквадора, ныне живущий в России.
Мария Митина