50 фортепиано и 11.000 струн Георга Фридриха Хааса прозвучат в Нью-Йорке

#

Звуки пианино целый день доносились с противоположных концов огромной Оружейной палаты на Парк-авеню в Нью-Йорке. Настройщики, вооружившись войлочными лентами и настроечными ключами, работали беспрерывно целых 20 часов. Так готовили 50 фортепиано для американской премьеры экспериментального сочинения-перфоманса «11.000 струн» австрийского композитора Георга Фридриха Хааса, которое состоится 7 октября.

В его произведении инструменты располагаются широким кругом, внутри которого располагается зрительный зал на 1300 посадочных мест. Каждое из 50 фортепиано настраивается уникальным образом — ни один из инструментов не повторяет строй другого. Несмотря на точность названия, технически струн во всех фортепиано в сочинении примерно около 11 400. Однако, как сказал Хаас в интервью, все-таки более важно, чтобы название “создавало впечатление о том, насколько сложен этот звук”.

Различия между каждым фортепиано, подробно описанные в таблице частот, являются микротональными. Несмотря на то, что человеку сложно отличить один строй от другого, их совокупная сверхъестественность ощущается сразу. В партитуре Хааса можно услышать звуки, которые поражают своей странностью и одновременно вызывают благоговейный трепет.

Идея произведения возникла у художественного руководителя ансамбля Klangforum Wien Питера Пауля Кайнрата, который посетил фабрику фортепиано в Хайлуне (Китай) и увидел помещение со 100 пианино. Здесь машины играли на них одновременно в течение 24 часов подряд в качестве меры контроля качества перед отправкой.

—  Конечно, за этим процессом изначально нет никакой музыки. Это был просто чистый, мощный и абсолютный звук. Потому я подумал о Георге Фридрихе и его, можно сказать, одержимости микротональностью. Я был настолько вдохновлен этим ощущением, что позвонил композитору прямо из фабрики, — рассказывает Кайнрат.

Хаас попросил две недели на обдумывание, а затем перезвонил музыканту на следующее утро. По его словам, его переполняло столько идей, что тот не мог уснуть. Хаас запросил для своей пьесы 50 инструментов Hailun, чтобы его задумка была воплощена в реальность.

Picture background

Композитор Георг Фридрих Хаас

Число 50 имеет решающее значение: в западной музыке инструменты чаще всего настраиваются по 12-тональной системе с одинаковой темперацией. Октавы состоят из 12 полутонов, а расстояние между ними измеряется в центах; переход на полтона, например, с ноты До на До-диез, составляет 100 центов. Пьеса Хааса построена таким образом, что каждое пианино настроено на два цента выше предыдущего — это наименьший интервал, который может воспринять человеческое ухо, сказал он. К концу выступления диапазон настройки группы составляет ровно один полутон.

Хаас, опытный мастер микротональности, имел представление о том, как будет звучать “11 000 струн”, но он писал ее в изоляции во время пандемии. В то время он и его жена Моллена Уильямс-Хаас оказались в Марокко, чем он воспользовался как “удобной ловушкой”. Он знал, что с произведением такого масштаба и инструментарием он не сможет написать что-то вроде “Марша Радецкого”. Поэтому композитор построил все на нечеткой ритмической структуре, которая учитывала невозможность одновременной игры всех участников. Поскольку музыканты Klangforum Wien сидят спиной к аудитории и не могут играть по дирижеру, было принято решение исполнять пьесу по цифровым партитурам, страницы которых автоматически переворачиваются в такт музыке.

Премьера “11 000 струн” состоялась в Больцано (Италия) в 2023 году и была подготовлена для пианистов музыкальных школ при участии музыкантов Академии Малера. Услышав ее, Каинрат буквально чуть не расплакался:

—  Самое близкое, с чем я могу сравнить свой опыт от звука — это то самое впечатление, когда ты впервые садишься на самолет. 

Пьеса оказалась настолько популярной, что она оказалась в гастрольном репертуаре Klangforum Wien, прозвучав в Вене, на фестивалях по всей Европе, а теперь — и в Нью-Йорке. В каждом выступлении принимали участие местные сообщества пианистов. В Оружейной палате Нью-Йорка же соберутся как студенты консерватории, так и абсолютные профессионалы пианистического искусства.

Определенно большой трудностью стала перевозка 50 фортепиано в Соединенные Штаты. Поскольку тарифы неоднократно пересматривались, то итоговая стоимость доставки инструментов изначально была непредсказуемой и оказалась финансово болезненной. Каинрат пытается повысить узнаваемость Klangforum Wien в Нью-Йорке и не хотел отменять мероприятие, поэтому в конце концов согласился с тем, что выступление на выставке Armory станет “скорее инвестицией, чем сбалансированным бизнесом”.

Его ансамбль, прибывший 27 сентября, собрался в понедельник утром в актовом зале, чтобы порепетировать с местными пианистами. Сочинение открывается мягко и даже весьма приятно, когда музыканты Klangforum Wien исполняют стереофонический до-мажорный аккорд. Когда вступают остальные фортепиано, аккорды сопровождаются мягким раскатом грома, настолько тонким, что зрители могут не осознавать, что происходит метаморфоза звука, пока он не наберет ошеломляющую силу. Это далеко не последний момент, когда партитура Хааса радует слух: пространственные и музыкальные эффекты по ходу пьесу способны создать своеобразное ощущение покалывания, которое будет преследовать слушателя в течение 66 минут.

Picture background

—  Слушая “11 000 струн”, вы словно попадаете в оживленный улей или подвергаетесь насмешкам неуловимого эльфа, который надвигается, окружает вас со всех сторон и находится в непрерывном движении, — рассказывает композитор. Средством самых обычных акустических инструментов он добивается звучания потусторонней многоканальной электроники на уровне Карлхайнца Штокхаузена.

—  Пожалуйста, наслаждайтесь своим выступлением, говорит музыкантам Хаас. — Наслаждайтесь всем.

Джошуа Бэрон, New York Times
Перевод: «Музыка России»

klangforum wienгеорг фридрих хааснью-йоркоружейная палатапитер пауль кайнратсша

В России

Все новости