В Москве грядет возвращение «Орлеанской девы»

#

В столичном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко репетируют «Орлеанскую деву» Чайковского. Этой премьерой, которая состоится 28 ноября, театр продолжает свой курс на знакомство публики с менее известными сокровищами русской оперы.

«Орлеанская дева» встанет в один ряд с такими премьерами последних лет, как «Русалка» Даргомыжского и «Не только любовь» Щедрина. В наступившем сезоне театр представит и еще одну знаковую русскую оперу — «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в постановке Александра Тителя и дирижера Федора Леднева.

В преддверии премьеры «Орлеанской девы» режиссер-постановщик Александр Титель делится своим видением оперы:

—  Мы стремимся сочетать в спектакле элементы «театра представления» и «театра переживания», как, собственно, и заложено в партитуре. Не отказываясь от пафоса, но наполняя его конкретным драматическим содержанием. Важно интонировать сегодняшний контекст, связать моменты мистериальности, заложенные в либретто и музыке Чайковского, с современным восприятием. Наша цель — создать единый художественный сплав, одновременно эффектный и правдивый.

В центре оперы — трагический образ Иоанны, воплощающей силу духа и самопожертвования. В ней сочетается одновременно лирическое начало и безграничное мужество, верность своему долгу, суровый исторический контекст — с мистическим экстазом и жаждой жизни. «Орлеанская дева» стала итогом развития психологической драмы в творчестве Чайковского.

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Кристиан Кнапп подчеркивает особую роль оркестра в этой опере:

—  В «Орлеанской деве» оркестр — это не просто аккомпанемент, это полноправный участник драматического действия. Это симфоническое произведение, где оркестр играет богатый, насыщенный материал, и мы должны быть гибкими, чутко реагировать на происходящее на сцене, поддерживать исполнителей. Именно в этом заключается уникальность театра Станиславского и Немировича-Данченко — в органичном сочетании режиссерского замысла, драматургии и музыкальной ткани оперных постановок.

Заглавную партию репетируют Лариса Андреева, Екатерина Лукаш и Анна Загородняя. В спектакле задействованы ведущие артисты театра — Андрей Батуркин, Антон Зараев, Станислав Ли, Евгений Качуровский, Чингиз Аюшеев, Мария Макеева и другие, в том числе молодые артисты и участники стажерской программы МАМТ. В партии Архиепископа на сцене МАМТ дебютирует Ливей Хоу.

В основе сценографического решения — грандиозная лестница, занимающая практически весь планшет сцены. Уникальным элементом сценографии станут управляемые панели, создающие динамику и меняющие пространство. Важную роль в создании атмосферы спектакля играют костюмы, воссоздающие дух XV века. Художник стремился к исторической достоверности, ориентируясь на средневековые миниатюры и хроники, чтобы передать крой, цвет и фактуру костюмов эпохи.

«Мы попытались выразить свое ощущение от этой великой музыки, и нам показалось, что она очень соотносится с прекрасными образцами французской миниатюры, которая хороша и сама по себе, и как иллюстрация к замечательным книгам эпохи», — говорит художник-постановщик Владимир Арефьев.

Масштабные хоровые сцены — неотъемлемая часть партитуры. Под управлением Станислава Лыкова хор раскрывает всю палитру эмоций: от скорбных молитв до яростных призывов к оружию, подчеркивая трагический масштаб происходящих событий.

«Опера «Орлеанская дева» — хоровая. Крестьяне, рыцари, придворные, ангелы — все это хор. И артисты не просто поют и участвуют в процессе — они постоянно находятся в самой гуще событий, обеспечивая единство музыки и действия», — считает главный хормейстер МАМТ Станислав Лыков.

После первого блока премьерных показов 28, 29 и 30 ноября следующий блок показов «Орлеанской девы» пройдет 28 и 29 января 2026 года.

Сергей Сусанин
«Российская газета»

Александр ТительКристиан Кнаппмосквамузыкальный театр станиславского и немировича-данченкоорлеанская деваПётр Чайковскийстанислав лыковФедор Леднёв

В России

Все новости