Камерный оркестр России исполнит Вивальди, Боккерини и Локателли в Московской филармонии

#

В сезоне 2025/26 Московской филармонии Государственный академический камерный оркестр России представляет ряд программ барочной музыки – ключевого направления своего репертуара. Уже 9 ноября в Зале Чайковского прозвучат сочинения Боккерини, Локателли и Вивальди.

К Камерному оркестру России присоединятся певцы ансамбля Questa Musica, скрипач Иван Наборщиков, а также вокалисты Иван Бородулин, Диляра Идрисова, Варвара Гансгорье, Михаил Нор и Сергей Годин – опытные интерпретаторы барочного репертуара.

Управлять всем исполнительским составом приглашен Фёдор Безносиков — один из самых востребованных дирижеров молодого поколения, чье сотрудничество с Московской филармонией началось именно с концертов ГАКОР.

«Это мое первое и долгожданное обращение к музыке барокко в рамках целого концерта. Я играл барочную музыку на скрипке, дирижировал несколько инструментальных произведений и вот, наконец, полноценная программа», — делится Безносиков.

В центре вечера — две духовные кантаты Антонио Вивальди. Знаменитый псалом Nisi Dominus RV 608 (ок. 1715) предназначался для вечерни и был задуман с участием солирующего голоса вместо вокального ансамбля, что было нетипично для такого рода музыки. Авторство псалма Dixit Dominus RV 807 ранее приписывалось Бальдассаре Галуппи, и только в 2005 году партитура была идентифицирована как сочинение Вивальди.

В первых двух частях Симфонии № 4 («Дом дьявола») Луиджи Боккерини использовал фрагменты своих более ранних сочинений. Третья часть построена на теме из балета Кристофа Виллибальда Глюка «Дон Жуан, или Каменный гость»: тема звучит в тот момент, когда Дон Жуан погружается в преисподнюю, отвергнув призыв Командора к покаянию. Эту музыку Боккерини хорошо знал, так как в составе группы виолончелей принимал участие в премьере балета в венском Бургтеатре.

Кончерто гроссо ми-бемоль мажор Пьетро Локателли имеет подзаголовок «Плач Ариадны», отсылающий не только к истории дочери Миноса и бросившего ее Тезея («Героиды» Овидия), но и к «Плачу Ариадны» Клаудио Монтеверди (из оперы «Ариадна»), вызвавшему к жизни еще множество музыкальных «плачей» в последующем веке. Виртуозная партия первой скрипки, которой надлежит рыдать в нескольких выразительных эпизодах концерта, обнаруживает явное родство с оперными речитативами. Автор писал ее либо для себя самого (Локателли называют «Паганини XVIII века»), либо для другого опытного скрипача, способного справиться со всеми техническими задачами. Специально для ноябрьского концерта скрипач Иван Наборщиков создал свои каденции.

Следующее выступление Камерного оркестра России состоится 12 декабря в рамках цикла «Орган плюс»: органные концерты Генделя будут исполнены под руководством Алексея Уткина, солист — Даниэль Сальвадор. 25 декабря, в день католического Рождества, под управлением Филиппа Чижевского прозвучит «Торжественная месса» Людвига ван Бетховена (солисты — Галина Чеплакова, Юлия Вакула, Ярослав Абаимов и Игорь Подоплелов).

По материалам пресс-службы Московской филармонии

антони вивальдиварвара гансгорьеДиляра Идрисоваиван бородулиниван наборщиковкамерный оркестр россииконцертный зал чайковскогоЛуиджи БоккериниМихаил Нормосквамосковская филармонияпьетро локателлисергей годинфёдор безносиков

В России

Все новости