13 ноября Московская филармония открывает пятый сезон абонемента «Другое пространство», в программах которого исполняются новейшие сочинения наших современников и важнейшие произведения музыки последнего столетия. В рамках первого концерта цикла будут представлены премьеры Симфонии №5 «Кафка» (2021) Юрия Каспарова, отметившего недавно 70-летие, и «Trobar clus» (2025) Антона Светличного.
Первой программе абонемента можно было бы дать подзаголовок «Юбилеи и премьеры». Вместе с композиторами новейшего времени на сцене Концертного зала Чайковского звучат также классик ХХ века Пауль Хиндемит (симфония «Художник Матис», к 130-летию композитора), и его младший современник, живой классик Дьёрдь Куртаг (сочинение Stele), который встретит в феврале следующего года свой вековой юбилей. Четыре крупные партитуры представят маэстро Фёдор Леднёв и Российский национальный молодежный симфонический оркестр.

Пауль Хиндемит наряду со Стравинским, Шёнбергом и Бартоком играл определяющую роль в европейской музыке прошлого столетия, его сочинения присутствовали в репертуаре большинства знаменитых дирижеров и оркестров. К сожалению, крупные произведения композитора звучат редко, и даже альтисты, для которых Хиндемит – сам выдающийся альтист – создал два больших цикла сонат и ряд концертов, вспоминают о нем не слишком часто. Из симфоний Хиндемита две написаны по мотивам одноименных опер – «Гармония мира», исполненная на главной сцене Московской филармонии два года назад, в ноябре 2023-го, и «Художник Матис», украшающая нынешнюю программу. К слову, обе оперы были завершены и впервые прозвучали через несколько лет после премьер соответствующих симфоний.

Сегодня для нас Хиндемит – один из крупнейших композиторов первой половины ХХ века; через три дня после концерта исполняется 130 лет со дня его рождения. Тем удивительнее, что наш современник Дьёрдь Куртаг моложе всего на 30 лет; живой классик, один из лидеров послевоенного европейского авангарда, он создал ряд крупных сочинений уже в XXI веке, в том числе свою первую и единственную оперу «Конец игры». Не торопился Куртаг и с первым оркестровым произведением – таковым стала пьеса Stele, созданная им незадолго до 70-летия по заказу Берлинского филармонического оркестра. Партитура посвящена памяти венгерского композитора и педагога Андраша Михая, а ключевые ее моменты отсылают к трем великим «Б» европейской музыки – Бетховену, Брукнеру, Бартоку.

Еще 30 неполных лет разделяют Дьёрдя Куртага и другого нашего выдающегося современника – московского композитора и педагога Юрия Каспарова. Полтора года назад в одной из программ абонемента «Другое пространтство» состоялась мировая премьера его сочинения «Остановилось время!» для 12 голосов и 16 инструменталистов – теперь очередь следующей.
«Симфония № 5 («Кафка») завершена в 2021 году после пятилетней работы, – рассказывает композитор, – она не является ни музыкальным пересказом произведений Франца Кафки, ни выражением моего отношения к писателю. Это реакция на происходящее в мире, где многое из романов и рассказов Кафки неожиданно воплотилось в реальность… Любой художественный продукт так или иначе связан со своей эпохой, в той или иной степени отражая время, в которое был создан. Вероятно, поэтому в моей симфонии причудливо переплелись и кафкианские символы, и уцелевшие, дошедшие до нас условные знаки культуры недавнего прошлого».
«Кафка», подчеркивает Каспаров, – не пересказ сочинений классика и не персональное к нему отношение. Симфония отражает происходящее в мире и отличается рядом новшеств: среди них – спонтанный канон и точно выписанная алеаторика, «производящая впечатление оксюморона, но не являющаяся таковым».
«Кроме того, в Симфонии немало нестандартных приемов игры – того, что в наши дни называют расширенными техниками. Вообще говоря, в симфонической музыке подобное используется крайне редко из-за специфических технических трудностей, непреодолимых для большинства оркестровых музыкантов, но в данном случае все новые приемы не требуют предварительной подготовки. Они настолько просты и понятны, что могут исполняться “с листа”».

Наконец, самый молодой из композиторов нынешней программы – ростовчанин Антон Светличный, яркий представитель поколения тех, кому немного за 40. Помимо сочинения музыки, Антон занимается преподаванием, выступает как лектор, критик, эссеист – и неудивительно, что свое новейшее сочинение Trobar clus для симфонического оркестра он также характеризует как эссе.
«В конце XII века при окситанском дворе группа трубадуров сочиняла стихи и музыку в стиле, который называли trobar clus. Стиль этот – темный, герметичный, закрытый, изобретательный и усложненный – был поэтическим авангардом своего времени. Как всякий авангард, он вызывал дискуссии. Они дошли до нас в форме поэтических состязаний, где аргументы сторон удивительно похожи на эстетические споры новейшего времени. Ричард Тарускин в оксфордском курсе делает trobar clus синонимом любого искусства, жертвующего простотой и общедоступностью ради эксперимента и технической изощренности, и прослеживает эволюцию этого искусства сквозь века. Я решил последовать его примеру. Trobar clus – два небольших оркестровых эссе о музыкальном авангарде, музыка о музыке».
Концерт абонмента «Другое пространство» проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Союза композиторов России.
По материалам пресс-службы Московской филармонии