В преддверии 270-летия со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта оркестр La voce strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени Пушкина и дирижер Дмитрий Синьковский посвящают монографическую программу великому венскому классику. 23 ноября в Зале Чайковского прозвучат три шедевра из самых популярных сочинений зальцбургского гения – мотет Exsultate, jubilate, 20-й фортепианный концерт и 40-я симфония. В концерте принимают участие Ольга Давнис (хаммерклавир) и Яна Дьякова (меццо-сопрано).
Для мастеров исторически информированного исполнительства творчество Моцарта всегда представляло особый интерес, а интерпретации его наследия служили поводом для самых оживленных дискуссий. К подобным мастерам можно с полным правом причислить Дмитрия Синьковского – скрипача, контратенора и дирижера, основателя оркестра La voce strumentale, вставшего у руля нижегородского музыкального театра. Его подход к исполнению моцартовского наследия вызывает неподдельный интерес слушателей и не раз получал высокие оценки в прессе.
«Синьковский видит в симфоническом Моцарте подвид Моцарта оперного. Все маэстро сегодня на словах признают эту очевидную истину, но большинство по-прежнему исполняет симфонии Моцарта как предтечу неоперных композиторов, таких как Бетховен и Брамс. Это может притупить их блеск и глубину. Но Синьковский заставил “Юпитер” звучать так, будто тот был предназначен… для четвертой оперы Да Понте... Оказалось, Синьковский дирижировал самым впечатляющим “Юпитером”, который довелось слышать за долгое время», — таковы итоги наблюдений над творческим методом дирижера музыкального критика Пьера Рюэ после исполнения Синьковским последней моцартовской симфонии (№ 41, «Юпитер»).

Легкость и энергичность, внимание к деталям, яркая театральная образность — достоинства, которые оркестр La voce strumentale проявит и в исполнении симфонии Моцарта, созданной одновременно с вышеупомянутым «Юпитером», — знаменитой Сороковой (соль минор). Это самая известная «пассионарная» симфония XVIII века, зеркало «Бури и натиска», где отразились и тонкая чувствительность, и драматический накал.
Не менее популярный шедевр — Концерт № 20 для фортепиано с оркестром, опус, имеющий «особенно романтические черты, потому что к мрачному, доходящему почти до отчаяния размышлению в нем примешивается предельно просветленная задушевность» (слова Германа Аберта). Необычный, новаторский для своего времени концерт очень ценил Бетховен, написавший к нему собственные короткие каденции, которые чаще всего исполняются в наши дни. Сольную партию в концерте (на хаммерклавире) исполнит Ольга Давнис — ученица профессора Ольги Мартыновой в Московской консерватории и Франческо Корти в базельской Schola Cantorum, победительница Баховского конкурса в Лейпциге и конкурса клавесинистов имени Ирвинга и Мэй Джуроу в Монреале.
Откроет программу вечера торжественный мотет Exsultate, jubilate («Радуйтесь, ликуйте»), который можно назвать виртуозным концерштюком, где автор использует приемы барочной риторики. В этом произведении с Дмитрием Синьковским и его оркестром выступит солистка Нижегородского оперного театра Яна Дьякова — победительница международных конкурсов «Орфей» в Челябинске и New Opera World в Москве, лауреат национальной оперной премии «Онегин».
По материалам пресс-службы Московской филармонии