В этот день, 16 ноября, 130 лет назад в немецком городе Ханау родился один из самых ярких неоклассиков музыки XX века Пауль Хиндемит. Обучение во франкфуртской консерватории Хоха раскрыло несколько талантов будущего немецкого композитора — он стал выдающимся альтистом, дирижером и педагогом.
Хиндемит принадлежал «потерянному поколению», чья жизнь протекала в 20-е-40-е годы между двумя мировыми войнами. Ожидание краха, страх и протест, отчаяние и чувство бессилия — таков был эмоциональный фон в те роковые годы, когда созревала идеология нацизма. Часть художников пыталась кричать о вселенской катастрофе, стучась во все двери — таков был выбор нововенской школы Шенберга, школы экспрессионизма.
Противоположный выбор сделал Хиндемит: игнорировать ужасное настоящее как темное облако на чистом небе, говорить о вечном и нетленном, поддерживая веру и питая надежду на будущее. Корни стиля Хиндемита — это старонемецкая культура, взрастившая Шютца и Баха, Гете и Гофмана. За свою жизнь композитор прошел много различных стилей.
Экспрессионистские влияния начала двадцатых сравнительно быстро уступили место антиромантическим декларациям. Гротеск, пародийность, язвительное осмеяние всяческой патетики — все объединялось под общим лозунгом: «долой романтизм». Однако уже тогда среди стилевых исканий возникла неоклассическая ориентация, которая стала следующим этапом для композитора.
«Нет такого вида и жанра музыки, который не был бы охвачен его творчеством — будь то философски значительная симфония или опера для дошкольников, музыка для экспериментальных электронных инструментов или пьесы для старинного струнного ансамбля. Нет такого инструмента, который не фигурировал бы в его произведениях в качестве солирующего и на котором он не мог бы сам сыграть (ибо, по свидетельству современников, Хиндемит был одним из немногих композиторов, могущих исполнить почти все партии в своих оркестровых партитурах, отсюда — твердо закрепившееся за ним амплуа «всемузыканта» — All-raund-musiker).
Стремлением к всеохватности отмечен и сам музыкальный язык композитора, впитавший в себя разнообразные экспериментальные течения XX в. и одновременно постоянно устремлявшийся к истокам — к И. С. Баху, позже — к И. Брамсу, М. Регеру и А. Брукнеру. Творческий путь Хиндемита — это путь рождения новой классики: от полемического запала молодости к все более серьезному и вдумчивому утверждению своего художественного кредо».
— Т. Левая. Творческие портреты композиторов

В ноябре 2025 года в честь немецкого композитора музыканты России дают следующие концерты:
• 13 ноября, Москва, Концертный зал имени Чайковского — Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Федора Леднева исполнил симфонию Хиндемита «Художник Матис», а также представил премьеры Симфонии №5 «Кафка» Юрия Каспарова и Trobar clus Антона Светличного;
• 16 ноября, Санкт-Петербург, Малый зал Петербургской филармонии — Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста РФ Николая Алексеева, а также Петербургский Камерный Хор и его хормейстер Елена Курносенко представят в день рождения композитора программу австро-немецкой музыки трех веков. На сцене прозвучат Симфония №60 «Рассеянный» Йозефа Гайдна, Шесть немецких танцев Шуберта-Веберна и произведения Хиндемита — Шесть хоров на стихи Рильке и кантата “Apparebit repentina dies” («Внезапно настанет день»);
• 17 ноября, Москва, Рахманиновский зал Московской консерватории — концерт «Они не любили друг друга» даст ансамбль солистов «Студия новой музыки» и его дирижер Сергей Акимов. В программе — Камерная музыка № 1 и Маленькая камерная музыка для духового квинтета Пауля Хиндемита, «Игра в карты» Игоря Стравинского, Пять пьес для оркестра op. 16 Арнольда Шёнберга;
• 17 ноября, Нижний Новгород, Концертный Пакгауз — оркестр La Voce Strumentale с Федором Ледневым, помимо «Гастрономического обозрения» Мартину, исполнят хиндемитовские партитуры: «Увертюра к «Летучему голландцу», как ее играет плохой курортный оркестр в 7 часов утра с листа у фонтана», Камерная музыка для 12-ти инструментов и балет-пантомима по Максу Крелю «Демон».
По материалам «Музыкального повода Митропольского»