17 ноября — день Петра Чайковского. Об успехе «Славянского марша» и провале Пятой симфонии

#

17 ноября — особая дата в биографии Петра Чайковского. Композитор увидел в этот день и свой крупнейший международный триумф, и катастрофу одной из своих величайших партитур, ставшей хитом уже спустя годы. В этом посте — об историях его «Славянского марша» и Пятой симфонии.

День, когда «Славянский марш» Петра Чайковского взорвал Москву

В 1876 году в Москве состоялся не просто концерт, а настоящий акт солидарности. В зал Дворянского собрания публика шла с особым чувством: в газетах ежедневно писали о жестокой войне на Балканах, и этот благотворительный вечер был в помощь раненым сербским солдатам и русским добровольцам. Главным событием программы должна была стать премьера нового сочинения Петра Чайковского, написанного специально для этого случая.

В афишах его скромно назвали «Марш на народно-славянские темы», но сам композитор в письмах раскрывал суть гораздо точнее и эмоциональнее. Он называл его «Сербско-русский марш», вкладывая в это название весь огонь сочувствия к братскому народу. Вскоре вся Россия узнает это произведение как бессмертный «Славянский марш», чья мощь в тот вечер впервые взорвала зал аплодисментами.

Как за несколько недель рождается музыка помощи

Заказ на музыку поступил срочно: дирекция Русского музыкального общества просила Чайковского создать крупное произведение для благотворительного концерта. Времени было в обрез, но композитор откликнулся без раздумий. Его глубоко тронула возможность помочь — не словами, а мощью оркестра.

Всего за несколько недель родилась партитура, в которой он виртуозно сплел мелодии сербских народных песен и величественную русскую тему — гимн «Боже, Царя храни». Мрачные эпизоды, с грозными медными духовыми и рокотом барабанов, рисовали ужасы войны, а светлые и торжественные — словно рассказывали о помощи, идущей от России. Это был не просто патриотический жест, а настоящий музыкальный репортаж с поля боя, переложенный на язык симфонии.

Как премьера марша Чайковского вылилась в настоящую народную манифестацию

Премьера «Славянского марша» с первых же нот захватила зал. Под управлением Николая Рубинштейна оркестр начал со скорбных сербских мелодий, которые сменялись, словно траурные процессии. Но вот в музыке начала пробиваться русская тема — нарастая с каждым тактом, она переросла в могучее звучание царского гимна.

Концерт мгновенно превратился в настоящую манифестацию. Публика вскакивала с мест, не сдерживая возгласов «браво!», а после финала зал взорвался овациями, требуя повтора. Сам Чайковский писал сестре, что марш вызвал «бурю патриотического восторга» — и это было не преувеличением, а точным описанием царившей в тот вечер атмосферы.

Марш, который шагает дальше

Успех был мгновенным. Уже через несколько месяцев «Славянский марш» звучал по всей России — его исполняли на парадах, в концертных залах и даже перекладывали для домашнего музицирования. Музыка, созданная как отклик на конкретные военные события, неожиданно обрела более глубокий смысл, в ней слышали и гордость, и сострадание, и надежду. Сегодня это произведение входит в золотой фонд русской классики и остается одним из самых узнаваемых сочинений Чайковского.

Шедевр, который Чайковский считал провалом: первый вечер Пятой симфонии

17 ноября 1888 года, уже в Петербурге, Пётр Ильич Чайковский сам встал за дирижерский пульт, чтобы представить свою новую работу — Пятую симфонию. Несмотря на лето, проведенное в усердной работе над навязчивой «темой судьбы», композитор вышел к публике в сомнениях. В зале был аншлаг, но его встречали как знаменитого автора «Евгения Онегина», а не как создателя новой музыки.

После концерта Чайковский был в отчаянии. Ему казалось, что симфония получилась «пёстрой» и неискренней, а критика лишь подтверждала его худшие опасения. В письмах он с болью признавался, что сомневается в своем даре. Казалось, это был полный провал.

Но судьба этой музыки оказалась парадоксальной. Со временем именно Пятая симфония станет мировым хитом, одной из самых исполняемых во всём симфоническом наследии Чайковского. Он сам позже оттает к ней и признается, что был слишком строг в первых оценках. Судьба, с которой он так яростно спорил в нотах, в конечном итоге оказалась на его стороне.

По материалам канала «Великая Музыка | G — M«

дворянское собраниемоскваниколай рубинштейнПётр Чайковскийпятая симфония чайковскогорусское музыкальное обществосанкт-петербургславянский марш

В России

Все новости