Владимир Гуревич: памяти Григория Корчмара

#

В ночь на 17 ноября 2025 года скончался композитор Григорий Корчмар. После этих слов обычно следует перечисление титулов и наград покойного. Были они и у Григория Овшиевича. Но суть не в знаках отличия. Суть в том, что из жизни ушел человек и художник, реально воплотивший лучшие черты творческой личности во всех ее проявлениях.

Судите сами. Талант «моцартовского» типа. Сколько себя помнил — стремился изображать что-то музыкальное. Учеба в музыкальной школе родного Балтийска по классу скрипки. Поступление в ленинградскую консерваторскую десятилетку, сразу в четвертый класс. Через неполный год — перевод в класс специального фортепиано Валентины Яковлевны Кунде. Появление первых композиторских опусов, написанных под руководством Сергея Яковлевича Вольфензона. Блестящее окончание школы и поступление в Ленинградскую консерваторию по двум специальностям — композиции (в класс Вадима Николаевича Салманова) и фортепиано (в класс Павла Алексеевича Серебрякова). Лауреатские звания, из которых особо памятна победа на Всероссийском фортепианном конкурсе в 1969 году: Корчмар покорил знаменитого Эмиля Гилельса тем, что, находясь на сцене, предложил по выбору жюри исполнить один из двух труднейших бетховенских вариационных циклов. Многочисленные сольные концерты с классическими и современными программами. Начало работы пианистом в оркестре старинной и современной музыки. В 1973-ем — вступление в Союз композиторов. И далее, шаг за шагом — непрерывный, не прекращавшийся ни на мгновение творческий рост.

Выковывается удивительный неповторимый характер, отданный служению профессии, ремеслу в самом высоком истинном значении этого слова. Григорий Корчмар безупречно владел всеми секретами пианистического и композиторского дела. Сходу мог сыграть новое сочинение любой стилистической манеры, провести оркестровую репетицию в качестве дирижера, если надо, выполнить хоровую аранжировку, переоркестровать партитуру и т.д. Свободное знание различных стилевых направлений получило практический выход в любимом композитором жанре транскрипции сочинений разных авторов: можно сказать, фирменный знак его руки. Нет нужды перечислять все такие опусы: напомним хотя бы о таких, как окончание последней незаконченной баховской фуги из «Искусства фуги» и Реквиема Моцарта, переоркестровку финала Девятой симфонии Бетховена. Притом Григорий Корчмар обычно снабжал свои версии чужой музыки научным обоснованием, в литературной форме рассказывая о причинах появления той или иной редакции.

Все это ни в коей мере не мешало композитору творить в полном жанровом спектре: его перу принадлежат три оперы, четыре симфонии, одиннадцать инструментальных концертов, симфониетты и симфонические поэмы, кантатно-ораториальные и камерные хоровые опусы, струнные квартеты, сонаты, виртуозные и лирические пьесы для разных инструментов, циклы романсов и песен.

С 1987 года Григорий Корчмар трудился пианистом и клавесинистом в ансамбле «Виртуозы Санкт-Петербурга» под руководством Михаила Гантварга, с которым объездил едва ли не полсвета. Тогда же началась его педагогическая работа в коллективе факультета музыки Герценовского педуниверситета. Кульминацией же преподавательской деятельности стал приход в 2009 году на кафедру специальной композиции Санкт-Петербургской консерватории, где на полную мощь развернулся его учительский дар.

Особо следует сказать о работе Григория Корчмара в составе руководства питерской композиторской организации. Он был включен в состав Правления Союза Андреем Павловичем Петровым в разгар перестройки как организатор ежегодного фестиваля «Ленинградская музыкальная весна». С 1989 года Григорий Овшиевич был главным лицом этого форума, составлявшим и координировавшим все многотрудные детали его бытования.

В начале 90-х социальные трансформации российского общества привели к серьезнейшему кризису в жизни творческого Союза. С огромным трудом удалось удержать ситуацию. Вот где сказалась замечательная черта Григория Овшиевича: не изменяя фундаментальным принципам, находить пути к компромиссам.

Picture background

Дом композиторов Санкт-Петербурга

Спустя 15 лет — следующее испытание: друг за другом ушли из жизни Владислав Успенский и Андрей Петров. Г.О.Корчмару пришлось взять на себя функцию Председателя Союза композиторов Санкт-Петербурга. Желающих занять это место было вполне достаточно: чтобы доказать необходимость эволюционного, основанного на преемственности руководства, развития СК, пришлось вновь и вновь искать и пытаться реализовать ранее невозможные варианты. Общими усилиями удалось преодолеть и эту вершину. Как непосредственный участник тех событий, могу с полной откровенностью сказать, что Григория Корчмара избрали на пост Председателя в первую очередь потому, что знали и верили в его полную безупречную порядочность во всех смыслах этого понятия.

Поистине звездным часом Председателя явилась эпопея борьбы за сохранение Дома композиторов, развернувшаяся в 2010 годы. Мы прошли семь арбитражных судов и доказали свою правоту с помощью высококвалифицированной (и безвозмездной!) юридической помощи двух выдающихся специалистов — Андрея Ибрагимова и Светланы Метцгер. Но в решающий момент на заседании Высшего арбитражного суда России выступил Г.О.Корчмар, произнесший блестящую речь, решившую исход дела в пользу Союза композиторов.

Необыкновенную силу воли продемонстрировал Григорий Овшиевич в последний период жизни. Передав руководство Союзом следующему поколению композиторов и музыковедов, невзирая на тяжелую болезнь, приковавшую его к постели (здесь нельзя не упомянуть супругу Григория Овшиевича Татьяну Львовну, мужественно сражавшуюся за его жизнь до последних ее мгновений), он продолжал встречаться со студентами, надиктовывать своей верной помощнице Татьяне Шмаковой воспоминания и заниматься любимыми транскрипциями, последняя из коих — оркестровка для струнного состава фортепианных Прелюдий Скрябина — была сделана около года назад.

67 лет дружбы дают автору этих строк право сказать: Дорогой Гриша! Я не говорю тебе: Прощай. Ты навсегда останешься и в моем сердце, и в сердцах всех тех, кто имел счастье общаться с тобой.

Владимир Гуревич

Андрей Петроввиртуозы санкт-петербургавладимир гуревичгригорий корчмардом композиторов санкт-петербургаленинградская музыкальная веснасанкт-петербургсанкт-петербургская консерватория имени римского-корсаковаСоюз композиторов Санкт-Петербурга

В России

Все новости