Богиня русского балета. В Большом театре отметили 100-летие Майи Плисецкой

#

Гала-концерт памяти выдающейся балерины Майи Плисецкой и спутника ее жизни композитора Родиона Щедрина состоялся 20 ноября в Большом театре России. В исполнении звезд балета зрителям представили хореографические миниатюры и фрагменты балетов, в которых блистала одна из величайших балерин XX века.

По сообщению пресс-службы Большого театра, «гала станет мощным начальным «аккордом» грандиозного фестиваля «Майя и Родион», который проведут в Москве и Санкт-Петербурге Большой и Мариинский театры«.

Народный артист СССР Борис Акимов, которому посчастливилось стать партнером Плисецкой и другом ее семьи, перед началом концерта отметил, что встречал много талантливых балерин, но Плисецкая отличалась от всех своей яркой индивидуальностью:

«Я видел ее во всех партиях и во всех ролях. Она была балериной мощного драматического склада, с сильными внутренними эмоциями и страстями. Мы не забудем ее многие роли, особенно те, которые были поставлены уже во второй половине ее профессионального пути. В их числе — «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка». Эти замечательные спектакли как бы продлевали ее творческую жизнь и на сцене театра, и вообще в искусстве танца. И, конечно, здесь большая роль отведена Родиону Константиновичу Щедрину. Замечательно, что он был рядом с ней и всегда поддерживал ее мысли, поиски, а она всегда искала».

Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, гендиректор Большого театра Валерий Гергиев в беседе с журналистами отметил, что Плисецкая в сердцах миллионов людей остается жива, а это «участь немногих, даже знаменитых людей». По его словам, ее бессмертный образ «покорял, покоряет и будет покорять миллионы сердец».

Изящество, непринужденность и гениальную простоту Майи Плисецкой всегда можно было заметить и на сцене, и в бытовой жизни. Вот лишь некоторые факты из биографии балерины:

●   Уже в детстве неординарный характер девочки проявлялся во всей красе. Позже она вспоминала:

— Я была ребёнком своевольным, неслухом, как все меня обзывали. Спустила по течению ручейка свои первые сандалики. Вместо корабликов, которые усмотрела на старинной почтовой открытке. Мама долго убивалась. Достать детские туфельки было задачей неразрешимой.

Впервые попав в театр, девочка навсегда и бесповоротно влюбилась в сцену: после спектакля Майя постоянно изображала всех действующих лиц по очереди, особенно «женщину в чёрном платье». Когда терпение семьи лопнуло, отец не выдержал и шлепнул дочь. Утром за завтраком Майя насупленно молчала. Отец забеспокоился:

— Майечка, ты сердишься? Прости меня, я пошутил. Я тебя люблю.

На что четырёхлетняя девочка приняла позу «чёрной женщины» и в абсолютно взрослой театральной манере ответила: «Любовью не шутят».

●   В 1934 году тётя Суламифь привела своевольную девятилетнюю племянницу в Московское хореографическое училище при Большом театре. Но радужные надежды разбились о суровую реальность почти сразу — педагоги смотрели на рыжую девочку с недоумением: мол, ноги неправильной формы, колени искривлены…

— Мне говорили «надо менять профессию, девочка. Ты балериной не будешь. Колено выправить нельзя», — вспоминала Плисецкая. — Теперь те светила пребывают в ином мире, а я…

●   Находясь в военное время в Чимкенте (южный Казахстан), четырнадцатилетняя Майя впервые станцевала «Умирающего лебедя» — тот самый номер, который её прославит потом на весь мир. Тётя Суламифь, передавая племяннице эту хореографию, тогда шутила: «Он прокормит тебя до старости!» Женщина и представить не могла, насколько окажется права.

●   Плисецкая с первых лет в Большом театре шла своим путём, который разительно отличался от классических канонов. Пока другие балерины часами отрабатывали технику у станка, она искала нечто иное:

— Я всегда анализировала роли, а не «пятые позиции».

Майя была убеждена, что балет — это не набор заученных движений, а живое искусство, и главное в нём — музыка:

— Сотни раз говорила я всякому — нужно танцевать музыку, а не под музыку. Музыка сама по себе — балерина сама по себе. Музыка ей не мешает.

Ещё больше коллег шокировало её признание о репетициях:

— Никогда не любила тренироваться и репетировать. Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги.

●   Майя Плисецкая всю жизнь была женщиной своенравной и непокорной, но перед своим мужем Родионом Щедриным — удивительное дело — смирялась. В интервью она честно признавалась:

— Я могла подчиниться Вагановой… Вы удивитесь, но ещё — Щедрину. Он не балетный, но делал мне такие замечания — ни один педагог балетный настолько точно не говорил.

Фото: Viktor Chernov/globallookpress.com

●   За свою долгую и плодотворную жизнь Плисецкая выработала для себя чёткую и бескомпромиссную систему ценностей. Она говорила:

— Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба.

За этими простыми словами стояла железная принципиальность женщины, которая с детства не терпела фальши:

— Я с детских лет не в ладах с неправдой. Она меня коробит пуще красной тряпки.

Подводя итог своей жизни, Плисецкая не кичилась достижениями, а сожалела о несделанном:

— Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе.

А финальной точкой стала фраза танцовщицы, которая могла бы быть и эпитафией:

— Характер — это и есть судьба.

По материалам ТАСС и Телеканала «78»

большой театр россииборис акимовВалерий Гергиевмайя плисецкаямариинский театрмосквародион щедринфестиваль майя и родион

В России

Все новости