Выдающийся ленинградско-петербургский художник Александр Траугот передал в дар Петербургской филармонии шесть рисунков из числа представленных на выставке «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», проходившей в фойе Большого зала с 8 августа по 5 ноября.
Выставка, открывшаяся накануне полувековой годовщины со дня смерти Дмитрия Шостаковича, была посвящена 50-летию присвоения имени композитора концертной организации. Автор предоставил возможность выбрать конкретные работы.
«Мы признательны Александру Георгиевичу Трауготу за щедрый дар и за предоставленную возможность выбора. Из работ, отражающих события творческой биографии Шостаковича, мы остановились на тех, в которых в том или ином качестве проявляется его связь с филармонией. Среди них — «блокадное» изображение Карла Элиасберга, которого жена везёт на санках на репетицию, а также двойной портрет Дмитрия Шостаковича и Ивана Соллертинского, друга композитора и художественного руководителя филармонии в 1940–1944 годах», – отмечает Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала.

Цикл был создан для монографии Елены Матвеевой «Повесть о Дмитрии Шостаковиче. Бессмертие», вышедшей в 2015 году. Эта серия, в том числе и не вошедшая в книгу графика, стала основой выставки «Время Шостаковича», к ней относится и большая часть переданных в дар изображений.
В их числе – рисунок, посвященный исполнению Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде; портрет композитора с газетой «Правда» в руках. Он иллюстрирует один из тяжелейших периодов его биографии, пришедшийся на 1936 год, когда на первой полосе главного печатного органа страны вышла разгромная статья «Сумбур вместо музыки» с критикой стиля композитора, «не поставившего перед собой задачи прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория».

Из числа иллюстраций к книге также был отобран групповой портрет: Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Анна Ахматова, Михаил Зощенко – люди, чье творчество и судьба во многом определили облик эпохи. Шестая работа – портрет Дмитрия Шостаковича из серии работ, созданной Александром Трауготом в 2025 году специально для выставки в Петербургской филармонии.
«Для нас это знаковое событие. Великолепные работы являются тонкой рефлексией, диалогом художника, в широком понимании этого слова, со временем. Мы отобрали рисунки, которые, как нам кажется, передают весь драматизм этого, не потерявшего актуальность, диалога», – подчеркнула Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям.

Виртуальная выставка шести рисунков Александр Трагуота, занявших почетное место в коллекции графики Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии, откроется 2 декабря – в день 50-летия присвоения старейшей концертной организации страны имени Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
По материалам пресс-службы Петербургской филармонии